«Особенности
восприятия книги ребенком раннего возраста»
Восприятие художественного произведения –
очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой
участвуют воображение, восприятие, мышление, внимание, память, эмоции, воля.
Каждый из этих психических процессов
выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями
окружающей действительности через искусство. Воображение ещё
в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной
литературой, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким
произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным.
До пяти лет ребёнок в своём сознании не
отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям относится или как к
игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает
как интересную игру.
Своеобразие восприятия литературных
произведений у детей 2-3 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш
опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, ещё очень
ограниченный и узкий.
Исходя из особенностей восприятия и
понимания произведений литературы ребёнком 2-3 лет, можно выделить ведущие
задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
·
формировать у детей интерес к книге,
приучать внимательно слушать литературные произведения;
·
обогащать жизненный опыт малышей знаниями
и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
·
учитывать при отборе книг для детей
тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
·
помогать детям устанавливать простейшие
(последовательные) связи в произведении;
·
помогать детям выделять наиболее яркие
поступки героев и оценивать их;
·
поддерживать непосредственный отклик и
эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
·
помогать детям мысленно представить,
увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на
личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.
На третьем году жизни ребёнок развивается,
накапливает опыт, источником которого, в первую очередь, являются близкие
ребёнку люди.
Теперь уже недостаточно только читать
ребёнку. Он должен видеть сосредоточенно читающих взрослых. Книга в руках
взрослого в этом возрасте важна для ребёнка как пример, как некий образ жизни,
которому стоит следовать. Начиная с третьего года, содержание жизни ребёнка
определяется не только взрослым человеком, но и им самим. У него появляются
любимые книги.
Ближе к 3 годам дети начинают различать изображение и
предмет. В этот период детское восприятие книги синкретично: текст,
иллюстрации, полиграфическое оформление (переплёт, формат, бумага, шрифт),
иногда даже место чтения и "исполнитель" (тот человек, который будет
читать книгу) находятся в восприятии ребёнка в тесном единстве. Слыша знакомое
стихотворение, ребёнок бежит за книгой, в которой оно напечатано, и, листая,
находит страницу с этим текстом. В лексиконе ребёнка начинают появляться жесты
и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий