Информация для родителей.





«Особенности восприятия книги ребенком раннего возраста»
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, мышление, внимание, память, эмоции, воля.
Каждый из этих психических процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.    Воображение ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературой, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным.
До пяти лет ребёнок в своём сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру.
Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2-3 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, ещё очень ограниченный и узкий.
Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-3 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
·        формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
·        обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
·        учитывать при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
·        помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;
·        помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
·        поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
·        помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.
На третьем году жизни ребёнок развивается, накапливает опыт, источником которого, в первую очередь, являются близкие ребёнку люди.
Теперь уже недостаточно только читать ребёнку. Он должен видеть сосредоточенно читающих взрослых. Книга в руках взрослого в этом возрасте важна для ребёнка как пример, как некий образ жизни, которому стоит следовать. Начиная с третьего года, содержание жизни ребёнка определяется не только взрослым человеком, но и им самим. У него появляются любимые книги.


Ближе к 3 годам  дети начинают различать изображение и предмет. В этот период детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление (переплёт, формат, бумага, шрифт), иногда даже место чтения и "исполнитель" (тот человек, который будет читать книгу) находятся в восприятии ребёнка в тесном единстве. Слыша знакомое стихотворение, ребёнок бежит за книгой, в которой оно напечатано, и, листая, находит страницу с этим текстом. В лексиконе ребёнка начинают появляться жесты и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги.








Комментариев нет:

Отправить комментарий